ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ СТИЛЬ ЧЭНЬ

World Chen Xiao Wang Taijiquan Association
http://taijichen.narod.ru

Речитатив о тринадцати позиционных основах

(Ши сань ши гэ цзюэ )

[Что касается] тринадцати позиционных основ, ни к одной из них нельзя относиться поверхностно, [а что касается] управления [телом] – [оно] исходит из области поясницы. Для того, чтобы пустота и полнота легко взаимно преобразовывались, необходимо, чтобы замысел-ии энергия-ципроходили по всему телу свободно через многочисленные места возможных заторов. То, что состояние покоя вызывает движение, а движение точно также влечет за собой состояние покоя, происходит по причине чудесных превращений проявляющегося [таким образом] духа-шэнь. Позицию за позицией [сопровождай] присутствием сознания-сердца, пропускай через мысль и [тогда] достигнешь [того уровня], [когда] не будешь чувствовать [физически как проявляется свое] мастерство. Постоянно оставляй сознание-сердце в пространстве [занимаемом] поясницей, нутро живота [приведи в состояние] ослабленности-суни вся [имеющаяся там] цибудет естественным образом вздыматься. Копчиком регулируется центральная ось [тела], [которую] до самой макушки пронизывает дух-шэнь, наполняющееся энергией-цитело [становится] легким, помогает [этому также] подвешенность макушки головы. Тщательно и незаметно закладывай в сознание-сердце намерение толкнуть, прислушивайся [при этом чтобы] сгибание-растягивание [рук и ног], сжатие-расжатие [всего тела] [происходили] свободно сами по себе. Чтобы вывести начинающего на путь, необходимы устные наставления, мастерство же [достигается] беспрерывным самосовершенствованием. Если говорить о теле, каким [главным] критерием нужно руководствоваться – мысль-ии энергия-циявляются господами, а кости и мышцы – слугами. В чем окончательный смысл того, что когда вы собираетесь толкнуть, то используете мысль-и, - а он в обильном долголетии, продлении лет [жизни] и [даже] неподверженной старости весне. Строки [этого] речитатива [сложены] из ста сорока иероглифов, все они [образуют глубинную] истину и ничего нельзя отнять. Если пойти толкаться, не сообразуясь с данными требованиями, то попусту потратите время на бесплодное пыхтение, жалко.

Искреннее разъяснение как совершенствовать мастерство тринадцати позиционных основ

(Ши сань ши син гун синь цзе )

При помощи сознания-сердца приведи в движение энергию-ци, заставь ее погрузиться вниз, так, чтобы она проникала в кости и концентрировалась там. При помощи энергии-цидвигай тело, заставь его следовать [за ней] беспрепятственно, так, чтобы ему удобно было [мгновенно] воспринимать [приказы] сознания-сердца. Если удастся поднять концентрированный дух-цзиншэньвверх, то не будет изъяна неповоротливости, это то, что называют “подвешиванием макушки” (дин тоу сюань). Энергия-ции намерение-идолжны в своем взаимодействии достичь [высшей степени] легкости и тогда появится тенденция к подвижности и округлости [движений], к так называемой взаимной перестановке пустоты-сюйи наполненности-ши. При выпускании силы-цзиньнеобходимо погрузить [всю ци] вниз до конца, полностью расслабиться и переправить [ее затем с силой-цзинь] в одно [наиболее] важное место. При вертикальном корпусе необходимо без напряжения протянуть [в себе] внутреннюю ось, [тогда сможешь] прочно удерживать [положение тела относительно] восьми сторон. Перемещение энергии-ци[по телу] напоминает кружево жемчужных нитей, нет ни малейшего [участка], куда бы [она] не дошла. Движение же силы-цзиньсловно сталь стократной закалки, никакая другая прочность не разрушит [ее]! [Ваш] внешний вид [должен быть грозным] как у скопы, бросающейся н зайца, а дух-шэнь[проворным] как у кошки, ловящей мышь. [Состояние] покоя [должно быть] как у горного пика, а движение - словно воды Хуанхэ и Янцзы. Накапливаешь силу-цзиньсловно натягиваешь лук, выпускаешь силу-цзиньсловно пускаешь стрелу. Сгибай [конечности] с намерением распрямить, только накопив [силу-цзинь] выпускай. Сила исходит из позвоночника, положения ног следуют за сменой положений корпуса. Принял [удар] – собрал [силу по направлению к себе] – значит сразу распространяй [силу от себя], произошел разрыв [контакта с противником] - сразу возобнови связь. [При этом] возвратно-поступательном [движении] необходимо наличие [принципа] складывания-сгибания (чжэде) [в составляющих конечность звеньях], а при наступлении-отступлении необходимо наличие [принципа] переключения-оборачивания (чжуаньхуань). После предельной мягкости – предельная жесткость, после того, как сможешь [правильно, не сбиваясь] дышать – сможешь быть легким и подвижным. Энергию-цивскармливай прямолинейностью и не будет тогда вреда, силу-цзиньнакапливай изогнутостью и будет только польза. Сознание-сердце является полководцем, энергия-ци– знаменосцем, а поясница – боевым стягом. Прежде стремись к растяжению, затем к сжатию, так постепенно сможешь придти к [мастерству] истинной филигранности.
А еще говорится: “Сначала [замысли] в сознании-сердце, затем [воспроизведи] в теле, ослабь область живота и [позволь] энергии-ципроникнуть в кости. Дух-шэньбезмятежен, тело в покое, постоянно держи это в сознании-сердце. Твердо помни – если двинулось одно, то нет ничего, что бы не двинулось, если одно в состоянии покоя, то нет ничего, что бы не находилось в покое. Делай так, чтобы приливы и отливы энергии-цинеотступно следовали вдоль позвоночника, пронизывая внутреннюю часть кости. Внутри сгущай концентрированный дух-цзиншэнь, а снаружи демонстрируй беспечность-беззаботность. Ступай так же, как двигается кошка, перемещай силу-цзиньсловно разматываешь шелковый кокон. Внимание всего тела [сосредоточено] на концентрированном духе-цзиншэнь, а не на энергии-ци, если же на энергии-ци, то будет происходить рассеивание [силы]. Имеющий [привязанность] к энергии-цине имеет силы, не имеющий же [привязанности] к энергии-ци кристально тверд. Энергия-ци[всего лишь] как [перемещающее] повозку колесо, а поясница - как ось повозки.

http://taiji-chen.ru